Профилактика наркомании среди молодежи

развернуть

Интеллектуально-профилактический

антинаркотический квиз «Игры разума»

Квиз – это интеллектуально-развлекательная игра, в ходе которой один или несколько участников отвечают на поставленные ведущим вопросы.

Цель проведения антинаркотического квиза – создание единого пространства для проявления интеллектуально-творческого потенциала молодежи, получение молодыми людьми достоверных знаний о медицинских, юридических и социальных последствиях употребления и распространения наркотиков.

Задачи проведения антинаркотического квиза:

1)                сплочение молодежи, развитие корпоративного духа;

2)                подача информации о медицинских, юридических, социальных аспектах профилактики наркомании в современной информационно- познавательной форме, с применением мультимедийных технологий, интерактивных подходов, интеллектуальных и творческих инструментов;

3)                вовлечение молодежи в интеллектуально-развлекательные формы досуга;

4)                формирование навыка осознанного отказа от потребления наркотиков.

Участники игры: молодежь в возрасте от 14 до 20 лет, обучающиеся старших классов общеобразовательных организаций. Команда до 10 человек, не более 15 команд на игру. От участников требуется: логика, сообразительность, эрудиция, умение работать в команде.

Время проведения квиза: 3 часа, в том числе 3 перерыва по 10 минут между раундами.

Требования к ведущему квиза: ведущий должен обладать опытом организации и проведения массовых мероприятий с молодежью.

Оборудование, необходимое для проведения квиза: мультимедиа, акустическая система, микрофон.

Описание игры: антинаркотический квиз представляет собой викторину, включающую вопросы общего и специального характера и состоящую из нескольких раундов:

1)                раунд с картинками (picture round/визуальный раунд). Каждый вопрос подкрепляется изображением на экране либо в самом изображении заключается вопрос.

2)                первый устный раунд: вопросы озвучиваются устно ведущим;

3)                музыкальный раунд: каждый вопрос подкрепляется звуковым файлом, имеющим отношение к сути вопроса либо в самом звуковом файле заключен вопрос;

4)                второй устный раунд: вопросы озвучиваются устно ведущим.

Каждый раунд носит индивидуальный характер и состоит из вопросов, на которые нужно дать ответ в течение установленного времени.

Ведущий зачитывает вопрос, участникам необходимо записать ответ на специальном бланке.

Примеры специальных вопросов:

  1. Кто из них умер не от передозировки: Элвис Пресли, Мэрлин Монро, Фредди Меркьюри, Уитни Хьюстон?
  2. Изобретателем этого прибора считается Уильям Марстон, сегодня этот прибор приобрел особую популярность, именно он расскажет другим, даже если это было один раз и давно, что человек пробовал наркотики?

Примеры общих вопросов:

  1. Мама устала от двух сыновей, которые все время дерутся. Она заключила с ними договор: если она сумеет поставить их обоих на развернутую газету так, чтобы они не смогли друг друга достать, они прекращают драки. Дети, в полной уверенности, что мама блефует, согласились. Каким образом мама смогла выиграть пари?
  2. Закончите ряд: любовь, дыхание, сила, власть, колесо, чувство...?

В зависимости от вопросов за правильные ответы в раунде командам присуждают очки. Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество очков.

Подсчет баллов обеспечивает счетная комиссия (2 человека).

По итогам всех раундов ведущий озвучивает правильные ответы по всем раундам.

Команде – победителю вручается кубок и памятный приз.

Общее количество вопросов квиза: 50.

Преимущества использования данного формата мероприятия:

  • доступность получения информации через игровую форму;
  • наглядность для молодежи, как без допинга можно интересно проводить свое свободное время;
  • развивает мышление, логику, дает новые знания, объединяет молодежь и просто создает хорошее настроение.

 

ФОРУМ-ТЕАТР

Основоположником техники является создатель народного театра Бразилии Августо Боаль. Главной темой его спектаклей стала ситуация угнетения и насилия, сам театр так и назывался – «Театр угнетенных». Суть же представления заключалась в совместном со зрителями поиске решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации.

Метод «Форум-театр» является интерактивным способом профилактики социальных проблем и, в частности, профилактики наркомании. В основе метода «Форум-театра» используется методика театрального сценического действия и обратная связь с аудиторией.

В качестве проблемы рассматривается реальная проблема, а затем следует драматическая ситуация и кульминация. Таким образом, сценическая постановка раскрывает социальную проблему, а каждый персонаж в игре выполняет определенную социальную роль.

Преимущества «Форум-театра»:

  1. Стереотипы. В деле профилактики социальных проблем форум-театр может привлечь больше людей, т.к. это на данный момент новое, многим неизвестное явление, в то время как «профилактический» спектакль государственного театра вряд ли заинтересует большую часть школьников, ожидающих от подобного представления агитацию. В данный момент такие серьезные постановки не находят желаемого отклика в еще не окрепших детских душах.
  2. Контакт со зрителем. Игры стадии разогрева, отсутствие сцены (постановки проходят на одной плоскости со зрителем) дают зрителю возможность проникнуть в суть «Форум-театра», психологически раскрепоститься, открыться. То, что профилактическая информация передается ненавязчиво (во время повторного проигрывания ситуаций, обсуждения; самими зрителями), лишает профилактику нравоучительного характера, что способствует лучшему усвоению информации зрителем.
  3. «Думающий зритель». Многим зрителям интересен вариант изменения ситуации. Возможность экспериментирования, поиска новых решений пробуждает интерес всех участников практикума. Бесконечные варианты... Порой рождаются самые нелепые идеи, но мало ли? Самое незначительное изменение ситуации может в корне поменять весь ход постановки, либо наоборот: кажется, что найденный вариант решает все проблемы разом, а на практике ничего не изменилось. Непредсказуемость, многочисленность новых штрихов действия заставляют думать, с интересом искать новые варианты развязки событий.
  4. Игра в театр. Возможность попробовать себя в роли актера привлекает зрителя к участию. При этом закомплексованность, стеснение со стороны зрителей устраняются в процессе разогрева, чтобы актеры и зрители «смешались», познакомились друг с другом, сняли комплексы общения. Практикум «Форум-театра» превращается в игру, в которой участвуют все присутствующие, что является одним из плюсов «Форум-театра».

Подготовка форум-театра состоит из нескольких этапов:

1)                выбор проблемы, опираясь на реальные истории;

2)                создание сюжета сценария;

3)                репетиция мизансцен;

4)                анализ и корректирование спектакля; 5) создание и показ форум-спектакля.

В соответствии с принципами Августо Боаля сценарий спектакля должен быть реальным, понятным, иметь ярко выраженный образ угнетенной личности-протагониста, а также иметь возможность быть измененным в ходе обсуждения.

Сценарий содержит 4-6 мизансцен, которые по мере действия раскрывают причины, ведущие главного героя к трагедии: началу приема наркотиков и др. (в зависимости от выбранной тематики спектакля). При этом, действие занимает 15-20 минут, идет по нарастающей и обрывается на кульминации в момент личного выбора главного героя. Выбор его неизвестен, зрителю предлагается самому додумать, что сделает персонаж в следующее мгновение.

Одна из особенностей «Форум-театра» – это отсутствие рекомендации, как следует поступать в сложившийся ситуации.

В сценарии изначально должна присутствовать конфликтная ситуация в начале сюжета, а кульминация должна заканчиваться трагедией. Зритель должен почувствовать, что эта сцена может закончиться иначе. В сценарии должны быть заложены моменты «бомбы», в которых в последующем зритель сможет сделать «СТОП» и изменить ситуацию, то есть действия, которые призваны провоцировать зрителя на действие по разрешению и предотвращению конфликта.

«Бомба» – это место в мизансцене, в котором зритель хочет сделать «СТОП». Очень эмоциональная сцена явного угнетения, в которой можно что-либо изменить, исправить к лучшему. В каждом сценарии должно быть не меньше четырех «бомб».

Таким образом, сценарий должен быть:

  • максимально приближенным к жизни;
  • эмоциональным, завершаться трагедией;
  • с присутствием 4-х статусов героев и полностью расписанным для них текстом;
  • с четко узнаваемыми моментами для «СТОПов».

Фазы спектакля

Разогрев

Телесные упражнения и игры, которые проводятся ведущим с целью раскрепощения участников представления и зрителей (участие актеров в процессе разогрева обязательно). В результате проведения фазы «Разогрев» происходит снятие мышечных зажимов, установление контактов на вербальном и невербальном уровнях между актерами и зрителем. Такие упражнения помогают зрителям быстрее войти в атмосферу театрального действия и снимают страх перед участием в представлении.

Упражнения проводятся в течение 15-20 минут в определенной последовательности и, усложняясь по содержанию и эмоциональности, вовлекают все большее число участников в действие. Все упражнения проводятся в кругу, поэтому и актеры и зрители – участники могут познакомиться друг с другом. Необходимо, чтобы актеры сами были активными, раскрепощенными, находчивыми и эмоциональными, только таким образом удается подготовить и «зарядить» зрителей/участников для работы в интерактивной технике «Форум-театр». При этом следует соблюдать безопасность, чтобы не возникло столкновений и агрессивного соперничества.

Действие

В этой фазе вниманию зрителя предлагается 10-15 минутная инсценировка спектакля, заканчивающая стопкадром - перед этой фазой ведущий просит зрителя быть внимательным и не комментировать действие, не делать «СТОПов». Далее ведущий дает зрителям время обменяться впечатлениями, проанализировать увиденное, предсказать последствия поведения героев, затем происходит переход к следующей фазе - собственно форуму.

Форум

Эта фаза является очень важной во всей интерактивной работе. Перед началом данной фазы ведущий говорит зрителям о возможности делать «СТОПЫ» и заменять одного из актеров в любом месте спектакля. На этом этапе спектакль разыгрывается заново и зритель, видя моменты, где ситуацию можно было разрешить, делают «СТОП» и происходит неполная замена зрителями ролей актеров. Встраиваться в действие может только один зритель, первым сделавший «СТОП». Он может заменить только одного героя, мужчину или женщину. Зритель может включаться в сцены спектакля постепенно, сначала проговаривая роль, а затем проигрывая ее. Это поддерживает и активизирует остальных участников к проигрыванию мизансцен, потому что именно через игру и собственные эмоциональные переживания можно достичь максимального психопрофилактического эффекта.

Главное в этой фазе – психологическая и эмоциональная поддержка со стороны ведущего, актеров и зрителей. Ни одно действие не критикуется, не осуждается, а лишь поддерживается аплодисментами.

В «Форум-спектаклях» нет однозначных ответов на вопросы, как не может быть идеального варианта разрешения конфликтной ситуации. Следует обратить особое внимание на реакцию зрителей, не выходящих на сцену. Они могут дискутировать друг с другом, обсуждать варианты и даже мешать действию, но это является важным элементом интерактивной техники, так как показывает, насколько глубоко проблема задела зрителей, насколько она важна для них. Актерами при этом осуществляется особый прием. Подыгрывая и импровизируя вместе со зрителями, они в то же время не позволяют ситуации стать идеально разрешимой. Это дает возможность искать все новые и новые пути разрешения проблемы. Заменять можно всех героев, кроме стопроцентного угнетателя (это сразу же оговаривается ведущим). Это сразу же оговаривается ведущим, т.к. если его заменить, вся суть инсценировки в дальнейших «СТОПах» теряется. В любой момент по желанию зрителей, или же по желанию ведущего, можно услышать мысли актера/героя. Для этого необходимо подойти к нему и положить руку на плечо. Мысли актера и его действия должны беспрекословно отвечать его целям. Когда зритель делает «СТОП», он может «перемотать» с помощью ведущего действие назад настолько, насколько ему необходимо для встраивания в спектакль и изменения ситуации.

Эта фаза спектакля может продолжаться несколько часов, ее продолжительность зависит от того, насколько будут интересны варианты решения проблем в каждой мизансцене. При этом особая роль принадлежит ведущему. Ему необходимо почувствовать и вовремя отреагировать на действие зрителей, если они стали неэффективными или повторяющимися, и тактично перейти к другой мизансцене или завершить спектакль.

Обратная связь

В этой фазе обычно ведущий берет интервью у зрителей о спектакле, о тех переживаниях, которые они испытали, об изменении отношения к проблеме, затронутой в спектакле.

СЦЕНАРИЙ «МОЙ ДРУГ НАРКОМАН»

Сцена 1

Комната. За столом сидит молодой человек лет 20, в руках у него книга, на столе разбросаны тетради и ручки. Играет громко музыка. Сквозь музыку слышится звонок в дверь, молодой человек встает и идет открывать. Мы слышим, как дверь открывается и молодые люди здороваются.

В комнату вбегает молодой парень, вид у него слегка взволнованный, он садится на диван.

-                Мишка, братишка, выручи меня до завтра косарем? Я с девушкой познакомился, хочу ее сводить в бар или кино.

Михаил садится за стол. Тяжело вздыхает и спрашивает.

-                С девушкой познакомился? Поздравляю, так давайте все вместе сегодня сходим, как раз новое место недалеко открылось. Я с Кирой и ты со своей новой знакомой.

-                Мишаня, ну ладно тебе, я сам еще толком с ней не успел пообщаться, давайте все вместе в другой раз сходим. А сегодня я только с ней вдвоем, ну понравилась она мне очень.

-                Илья, а если серьезно? зачем деньги? Правду может быть скажешь? Ты пойми, что дело не в деньгах, а в том, что не хочу дать тебе шанс сорваться снова. От тебя и так все отвернулись, работу ты потерял, родители вечно на нервах из-за твоего поведения, давай, дружище, берись за ум.

-                Ооо, снова началось. Миша, я сказал правду, прекрати уже искать во всем подтекст, мне нужны деньги на то, чтобы сходить с девушкой на свидание и в этом вся правда.

Ладно, не хочу я больше этот разговор продолжать, у тебя свои мысли в голове. Сори, что побеспокоил, – тянет Михаилу руку, чтобы пожать.

-                Илья, ладно, извини, что наехал на тебя. У меня наличных нет, переведу тебе сейчас на карту.

-                Дружище, спасибо! – протягивает руку Михаилу и, обнимая, хлопает по плечу. Уходит.

Сцена 2

На диване сидит Михаил и его девушка Кира.

-                Чем занимался сегодня?

-                Дома был, к экзамену готовился, потом Ильюха заходил, он с девушкой познакомился, вот просил деньги ему одолжить, чтобы на свидание пригласить ее.

-                Мм, ты, конечно же поверил и одолжил? Миша, расскажи мне, сколько раз он еще должен тебя обмануть и после этого снова сорваться, чтобы ты, наконец, перестал вестись на его вранье. Он манипулирует тобой, а ты обманываться рад. Тебе лучше бы прекратить с ним общение, пока сам с ним в эту западню не ушёл.

-                Кира, не начинай, он завтра вернет мне деньги, и я ему верю.

-                Ладно, мне пора. Созвонимся.

Сцена 3

Михаил сидит на диване, смотрит видео на телефоне. Звонок в дверь, он идет открывать.

В комнату вбегает оживленный Илья, у него достаточно резкие движения, он садится на диван.

-                Мишаня, как и обещал, возвращаю тебе деньги. Выручил - спасибо!

Михаил внимательно смотрит на Илью.

-                Илья, ты под «кайфом» что ли? На меня посмотри?!

-                Миша, не лечи меня, все в порядке со мной. Мне сначала родаки мозги вынесли, теперь ты.

-                У Ильи звонит телефон, он поднимает трубку отвечает, что уже спускается, встает с дивана и удаляется из комнаты.

Сцена 4

За столом сидят мужчина с женщиной и Михаил.

-                Миша, скажи, ну что происходит с ним? Он странный очень в последнее время, дома не бывает, не общается с нами, не рассказывает ничего о себе.

-                Мужчина    с        серьезным видом         смотрит      на      Михаила.

-                А еще недавно, перебирая наши вещи, я не досчиталась нескольких драгоценностей, а ведь это семейная реликвия, с Ильей поговорила, а он только фыркнул, раскричался и ушел из дома – тихим и тревожным голосом говорит женщина.

-                Наталья Павловна, Михаил Евгеньевич, я ничего вам не смогу рассказать о нем, потому что ничего и сам не знаю. Я думаю, что зря вы переживаете, возможно, у него просто сложный период в учебе и он поэтому такой нервный.

-                Миша, вижу же, что не договариваешь ты нам что-то, ты пойми, что, если что-то случится с ним, мы с мамой не переживем этого.

Михаил виновато опускает глаза вниз и молчит.

Сцена 5

В комнату быстрым шагом заходит Илья и Михаил.

-                Что ты им наговорил? Сдал меня, да? Предатель.

-                Илья, успокойся, присядь. Что и кому я наговорил? ты можешь нормально объяснить.

-                Кому, кому?! Родителям моим. Иначе, с какого черта они меня на анализы отправили?

-                Я встречался с ними, да, но правду им я не сказал…а зря.

-                Зря говоришь? Да ты понимаешь, что они меня в рехаб упекут и потом жизни нормальной не дадут?! Наркоман я для вас, да? Вы-то все идеальные, да черта с два вам…пожалеете ещё все!!

-  Илья резко выбегает из комнаты, хлопнув, дверью. Звучит команда «СТОП» от модератора.

 

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

«Антинаркотический стикерпак»

Участники творческой мастерской создают антинаркотический стикерпак для социальной сети «ВКонтакте», мессенджеров «Telegram», «WhatsApp», «Viber», антинаркотическийплакатвформатекомиксанатему«Какраспознать,есливвашемдоменаркопритон,нарколаборатория,делаютзакладки».

Образец антинаркотического стикерпака для социальной сети «ВКонтакте», мессенджеров «Telegram», «WhatsApp», «Viber».

 

Квест-комната – это интеллектуальнаяигра, в которой участники находятся в замкнутом помещении, из которого они должны выбраться за определенное время, находя предметы и решая головоломки.

Продолжительность игры – 60 минут.

Участники игры: обучающиеся старших классов, молодежь «группы риска». Команда формируется из 6 человек.

В основе квест-комнаты детективный сюжет: история обычных парня и девушки, которые так же, как и участники квеста любят жизнь, имеют семью, друзей, любовь и строят планы, но по непонятным причинам девушка погибает. Прежде чем добраться до разгадки смерти одного из героев, участникам квеста придется побывать в отделении милиции, посетить морг, оказаться в психиатрической больнице и найти последний ключ-отгадку причин резких изменений в жизни героя, приведших к трагическим последствиям.

Сюжетная линия начинается с погружения в тематику квеста, игрокам предлагается прослушать аудио легенду «Наша жизнь – это череда событий. События – это повороты, из которых складывается дорога нашей жизни, наш путь. Всего один необдуманный поворот может привести Вас в тупик и закончить путь, каким бы ярким он до этого не был. Сегодня Вы увидите один из 1000000 таких неосторожных поворотов. История, которую Вам предстоит пройти, основана на реальных событиях».

Квест-комната состоит из 5 локаций. После того как команда прослушивает легенду, срабатывает магнитный замок и открывается дверь в 1 локацию.

1                   локация – «Отделение милиции с отделением кпз (тюремная камера)», направлена на погружение участников игры в правовые последствия употребления и распространения наркотиков

Участникам игры предстоит прослушать аудио-задание, найти на столе сводку происшествий, ознакомиться с уголовными и административными делами, познакомиться с делом, которое им придется расследовать, протоколом допроса обвиняемого, показаниями родителей, фотографиями с места преступления, вещественными доказательствами, а также найти кодовые пароли для входа в компьютер, получения доступа в сейф и тюремную камеру.

2                   локация – «Морг», направлена на погружение участников игры в негативные последствия употребления наркотиков, которые могут привести к летальному исходу

В помещении расположены 3 железных ящика, на 2-х из которых расположены кодовые панели, на стене размещен список лиц, поступивших в морг за последние сутки, участникам предстоит сопоставить данные, полученные в 1 локации, и найти код для того, чтобы открыть один из ящиков и получить следующее задание. Как только участники находят код, вводят его в кодовую панель, шкаф открывается и оттуда выкатывается тело, на котором лежит папка с протоколом освидетельствования следующего содержания: «Выброшена в окно с 7-го этажа, в крови обнаружены следы наркотика, группы каннабиноиды. Также написано, что подобный случай был ровно три месяца назад, молодой парень, под действием похожих наркотических веществ, самостоятельно сбросился с крыши многоэтажного жилого дома». Из полученных сведений участники должны разгадать 2 код, как только вводят 2 код открывается ящик, в конце ящика расположен лаз, через который игроки попадают в 3 локацию.

С целью психологического погружения и закрепления эмоций на уровне страха, в данной локации из 1 ящика без кодовой панели появляется актер в форме психопата и, пугая игроков, гонится за ними.

3                   локация – «Психиатрическая палата», направлена на погружение участников игры в медицинские последствия употребления наркотиков

На стенах палаты размещены таблички с информацией о последствиях употребления наркотиков, информационные плакаты, надписи.

В данной локации игрокам необходимо пройти тест «зеленый треугольник». Когда зеленый треугольник пройден, активируется тест на психологическую стабильность «поймай секунду». Когда игроки проходят два теста, открывается дверь в следующую локацию. Из потайной комнаты появляется актер, гонит игроков в смотровой кабинет.

4                   локация – «Смотровой кабинет»

В смотровом кабинете на компьютере участники игры находят протокол освидетельствования главного героя квеста. После того, как игроки прочли надпись, двери в палату открываются. В палате на стене ультрафиолетовой краской нарисованы часы, стрелки указывают на лаз. Команда находит лаз, возле лаза отверстие для фонарика, игроки вставляют фонарик в отверстие возле лаза, лаз открывается. Из потайной комнаты появляется актер, гонит игроков в следующую комнату.

5                   локация – «Комната»

Игроки попадают в последнею локацию «Комнату девушки», звучит аудио-обращение родителей.

Игрокам необходимо решить загадку с кодом разблокировки телефона девушки для того, чтобы сделать завершающий правильный выбор, отправив ответ на смс-сообщение ее парня, отправленного до ее смерти. Сделав правильный выбор, дверь открывается.

В квест-комнате выделена комната ведущего, квест полностью автоматизирован, установлено профессиональное видеонаблюдение, звуковое оборудование. Подобрана специальная музыка, которая создает психологическое погружение в тематику квеста.

Для встречи участников игры, ознакомления с правилами квеста, рефлексии по итогам прохождения, заполнения журнала «Отзывов» в квесткомнате определена «Welcome Zone» с оформленной фотозоной.

Квест-комната реквизитами,с        художественным сюжетом, декорациями          и специальным освещением и музыкальным сопровождением создает полное психологическое погружение молодежи в шоковую атмосферу наркотической субкультуры. Игра, через которую молодежь на собственном опыте сделает выводы и примет решения, игра-жизнь про то, до чего могут довести «игры» с наркотиками и наркобизнесом.

Профилактика наркомании среди молодежи

71e376c9b7cbfed10485ceed24264ce1_1

Административная ответственность несовершеннолетних

6aa3a8fcf27e12e434501014211f5fdf_1

Процессуальные права и ответственность несовершеннолетних при столкновении с уголовным законом

ac2224812fd69d04221a94bebc10a2f2_1

Ответственность за участие в несанкционированных массовых меропиятиях

свернуть